Ссылки
Памятки, советы, рекомендации
«Учим детей пожарной безопасности в игре»
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Большую роль в своей работе с детьми я отвожу обучению их пожарной безопасности. Ведь обучение – это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновения пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности.
Цель моей работы по воспитанию навыков пожарной безопасности у детей – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций и особенностей поведения в них. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасности поведения в быту. Воспитание навыков пожарной безопасности дошкольников осуществляется на основе желаний ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, активность в вопросах познания окружающего.
В работе с детьми используются различные формы и методы. Но особое внимание уделяю игровым методам, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игровой форме я знакомлю детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе и безопасного поведения в квартире, дома, на природе, в общественных местах. Игра помогает ребенку связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью.
В ходе работы мною использовались сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игры с игровым персонажам.
Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мною совместно с детьми и их родителями изготавливались макеты, игрушки, модели: пожарные машины, огнетушители, газовые и электрические плиты. Все дети в группе с большим удовольствием играли в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая разнообразные сюжеты: «Пожар в высотном доме», «Пожар в лесу», «Спасение попавших в беду» и т.д. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или самими детьми.
Одним из средств ознакомления детей с правилами пожарной безопасности являются дидактические игры, которые применялись в процессе моей работы: «Четвертый лишний», «Огонь друг огонь враг», «Если случится беда?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», «Выбери нужное», «Сложи картинку», «Хорошо - плохо», «Найди нужный предмет» и др.
В своей работе уделяю внимание и театрализованной игре. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Например, инсценирование отрывка из сказки «Кошкин дом» и проигрыванию ситуаций «Едем на пожар», «Звоним пожарным», «Звучит пожарная сирена», «Если в квартире много дыма», «Если в доме что-то загорелось». В самостоятельной игровой деятельности специально подобранные игры и атрибуты помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Особая роль при ознакомлении с правилами пожарной безопасности мною отводилась игровым персонажам, которые «открывают» вместе с детьми правила безопасного поведения. Содержание работы было направлено на знакомство с опасными ситуациями в быту, приводящими к ожогам (электроплита, кастрюля, чашка с чаем, кран с горячей водой, утюг), пожарам (спички, свечки, петарды, зажигалки, газовая плита).
В своей работе использую также игровые обучающие ситуации - это одна из форм деятельности, позволяющая обучать дошкольников правилам безопасного поведения. Их особенность заключается в том, что они связывают между собой теоретические знания о правилах безопасности и их применение на практике. Игровые обучающие ситуации отличаются коротким и несложным сюжетом, который строится на жизненных или сказочных событиях. Предлагаю для обсуждения с детьми рассказы «из личного опыта», о «знакомых мальчиках и девочках», которые помогают детям сделать выводы о правильности или неправильности поведения героев рассказа. Например, можно придумать историю про «знакомого» мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма. Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данную ситуацию необходимо разобрать с детьми, обсудить вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Подвести к мысли о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!».
Таким образом, использование игровых методов в образовательной деятельности является эффективным средством, способствующим формированию у дошкольников представлений о правилах пожарной безопасности и навыков безопасного поведения. Проигрывая с воспитанниками, я увидела, что дети лучше стали ориентироваться в той или иной ситуации, знают о запрете игры с огнем, простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях при ожоге и овладели умением применять доступные правила по пожарной безопасности.
Дата издания: 30.01.2023
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 30.01.2023 | Изменено: 30.01.2023 14:05:02