Ссылки

Направления деятельности

Инновационная деятельность МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"

Тема нашей инновационной деятельности возникла не случайно.
Начиная с 2007 года дошкольное  учреждение работало  в направлении укрепления и сохранения здоровья наших воспитанников. (тема «Совершенствование оздоровительных аспектов в деятельности ДОУ»).
Накопив определенный опыт и проанализировав результаты деятельности  за период 2007-2012 г.г., мы пришли к выводу, что необходимо продолжить и расширить работу в данном направлении. Реализацию задач воспитания здорового образа жизни  у детей и родителей невозможно осуществить без комплексного подхода.
Исходя из этого мы сформулировали тему инновационной деятельности на ближайшие 5 лет: «Создание условий для реализации образовательных модулей  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»  в здоровьесберегающем пространстве ДОУ».
На начало работы нами была определена цель:
Сохранить  и укрепить здоровье детей, приобщить их  к здоровому образу жизни,  путем формирования навыков безопасного поведения в условиях социального окружения, обеспечить комплексный подход решению данной задачи.
Поставлены задачи:
1.    Создать  в ДОУ условия для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
2.    Способствовать воспитанию у участников педагогического процесса основ  здорового и безопасного образа жизни.
3.    Формировать у детей навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
4.    Развивать сотрудничество с семьями воспитанников.
5.    Повысить  профессиональный  уровень  педагогов.
6.    Повысить имидж ДОУ как образовательной организации, внедряющей современные инновационные технологии.

Нами была выдвинута гипотеза исследования: создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности повлечет за собой снижение заболеваемости, повышение уровня психического и физического развития, а так же грамотности воспитанников в вопросах безопасности и здоровой жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
2. Сформированность у участников проекта основ культуры здорового образа жизни и безопасного поведения в различных ситуациях;
3. Будет снижен уровень заболеваемости воспитанников, отсутствие детского травматизма.
4.Будет улучшена материально-техническая и методическая база для реализации задач по физическому воспитанию и охране жизни и здоровья детей.
5. Выработаны единые подходы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ.
Как я сказала выше,  работа по данной теме велась в период 2012-2018г.г. С результатами деятельности вас ознакомит старший воспитатель Дыдыкина Р.В.

Наша инновационная деятельность осуществлялась под руководством
Анисимовой Татьяны Геннадьевны, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГБУ ДПО ПК С «Мордовский Республиканский институт образования».
Работа по  инновационному проекту «Создание условий для реализации образовательных модулей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» через интеграцию деятельности детей дошкольного возраста в здоровьесберегающем пространстве  ДОУ» осуществлялась в период с 2012-по 2018г. Деятельность включала 5 этапов:
Этапы
    Содержание работы    Сроки    Ответственные
Первый этап-
Организационно- аналитический    -Оценка условий, необходимых для проведения инновационной деятельности;
- Создание творческой группы воспитателей, распределение функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта.
- Инструктивно- методическая работа с педагогами детского сада;
- Изучение состояния воспитательно-образовательной работы педагогов и качества результатов этой деятельности;
- Диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в детском саду (анкетирование, опрос);
-Анкетирование родителей по изучению общественного мнения о предстоящей инновационной деятельности.    Сентябрь 2012–май
2013г.г.    Заведующая МДОУ, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, плаванию, воспитатели

Второй этап - практический     Моделирование и одновременная отработка компонентов педагогической модели создания условий для реализации образовательных модулей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» через интеграцию деятельности детей дошкольного возраста в здоровьесберегающем пространстве  ДОУ».
Подготовка и переподготовка педагогических кадров;
- Перспективное планирование деятельности по направлениям развития;
- Разработка и реализация проектов, авторских программ и других методических разработок.
- Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ для реализации инновационной деятельности;
- Координация работы с другими образовательными учреждениями города;
- Просвещение родителей воспитанников по инновационной деятельности;    Июнь 2013- август
2015 г.г.    Заведующая МДОУ, старший воспитатель, творческая группа педагогов (воспитатели, специалисты)

Третий этап-
обобщающий    Отработка педагогической модели
«Создание условий для реализации образовательных модулей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» через интеграцию деятельности детей дошкольного возраста в здоровьесберегающем пространстве  ДОУ»
- Внесение изменений в Учебный план, Образовательную программу;
-Обобщение и распространение педагогического опыта.
- Разработка и реализация проектов, авторских программ и других методических разработок.
- Обсуждение хода и промежуточных результатов инновационной  работы на педсоветах и заседаниях творческой группы;
- Подготовка диагностических материалов и проведение диагностики в дошкольных группах;
- Проведение анкетирования педагогов и родителей по теме инновационной деятельности;     Сентябрь 2015–
май
2016 г.г.    Заведующая МДОУ, старший воспитатель, творческая группа воспитателей

Четвертый этап
контрольный    Контрольный анализ результативности инновационной деятельности:
-Анализ и корректировка методов и приемов работы с детьми;
-обобщение результатов инновационной работы;
- составление отчетов.    Июнь 2016-
Май
2017г.г.    Заведующая МДОУ, старший воспитатель, творческая группа

Пятый этап - внедренческий    Распространение инновационного педагогического опыта (проведение семинаров, открытых просмотров, публикацию в СМИ, в, сборниках МГПИ,  интернет-источниках,  обмен опытом).    Сентябрь 2017 - май 2018 г.г.    Заведующая МДОУ, старший воспитатель, творческая группа

На первом этапе нами были проанализированы условия организации инновационной деятельности.
Анализ  предметно-развивающей среды ДОУ показал, что в дошкольном учреждении имеется необходимая материально-техническая база для реализации поставленных нами инновационных задач:
- плавательный бассейн (открыт после капитального ремонта в 2012году).
- физкультурный зал    
- музыкальный зал
- кабинет сухого плавания
- комната релаксации
- комната аэроионотерапии
- медицинский кабинет с прививочным отделением
- спортивная площадка
- зоны двигательной активности в группах.
Анализ кадрового состава педагогов МДОУ показал следующее:
Педагогический персонал:  21
Высшее педагогическое образование:  18 (86%)
Среднее – специальное педагогическое образование: 3(14%)

Стаж педагогической работы
До 3 лет – 8  (38%)
От 3 до 5 лет – 3 (14%)
От 5 до 10 лет – 2 (9,5%)
От 10 до 15 лет -  1(4,5%)
Свыше 15 лет – 7(33%)

Квалификация:
Высшая категория - 3 (14%)
Первая категория – 6 (30%)
Вторая категория – 1 (5%)
Соответствие занимаемой должности – 1 (5%)
Не аттестованы (молодые специалисты) – 10 (47%)

Курсы повышения квалификации МРИО: прошли 18 педагогов (85%)

Решением Педагогического совета №6 31.08.2012г. «Задачи  реализации инновационной программы ДОУ» была создана Творческая группа педагогов,  утверждены темы инновационной деятельности каждого педагога.  

№    Ф.И.О.    квалиф. категория    должность    тема
1.        Дыдыкина Р.В.    высшая    старший воспитатель    «Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
2.        Кондракова А.А.    высшая    музыкальный руководитель    «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
3.        Юрасова С.Н.    высшая    воспитатель    «Реализация образовательных модулей «Здоровье»,«Безопасность», «Физическая культура»  в ходе режимных моментов»
4.        Кемаева Т.Н.    высшая    воспитатель    «Использование нетрадиционных методик в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
5.        Шария М.В.    первая    учитель-дефектолог    «Оздоровительно-развивающие методики в работе педагога-дефектолога»
6.        Нефедова Т.Н.

    высшая    воспитатель    «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»
7.        Рашевская  Д.В.

    б/к    инструктор по физической культуре    «Создание модели «Детский сад-семья» по физкультурно-оздоровительному направлению»
8.        Токарева О.В.    б/к    воспитатель    «Воспитание культуры безопасного поведения детей в условиях дорожного движения»

Утверждены Положения «О творческой группе», «О научно-методической работе в ДОУ». «Положение об учреждении инновационной направленности».
Разработаны и утверждены планы воспитательно-образовательной работы по Образовательной программе МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» по всем возрастным группам.
Планы скоординированы с рабочими программами специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, учителя-дефектолога, музыкального руководителя), тем самым обеспечены  условия интеграция образовательных модулей «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура». Разработана программа «Здоровье» на период 2012-2017г.
Проведено анкетирование родителей с целью выявления отношения к проблемам предстоящей инновационной деятельности. 75% родителей положительно относятся к инновационной деятельности в ДОУ, 82% ждут от инновационной программы положительных результатов  в работе с детьми, 42% выразили готовность в той или иной форме сотрудничать с дошкольным учреждением в реализации программы инновационной деятельности.

Второй этап работы по инновационной программе  предполагал апробирование разработанных планов и программ, накопление опыта работы, просвещение родителей, сотрудничество с организациями г.о. Саранск и Республики Мордовия.
С этой целью проводились:
Педагогические советы
2013г. «Формирование представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных видах совместной деятельности»
2014г. «Формирование  у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в природе»
2015г. «Быть здоровым – право каждого ребенка»
2016г. «Проблемы осуществления мониторинга физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
2017г. «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в сотрудничестве с семьей».
Консультации «Использование тренажеров в работе с детьми», «Реализация регионального компонента на занятиях по физическому воспитанию», «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ», «Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста», «Работа с семьей по профилактике простудных заболеваний», «Роль воспитателя в формировании у дошкольников представлений о пожарной безопасности» и др.)
Семинары-практикумы («Организация работы по обучению плаванию в бассейне ДОУ», «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня», «Утренняя гимнастика и бодрящая гимнастика в детском саду»)
Мастер-классы по использованию здоровьесберегающих технологий: «Су-Джок массаж», «Оздоровительный массаж сухой рукавичкой», «Бодрящая гимнастика после дневного сна», «Игровой стрейчинг», «Дыхательная гимнастика».
Открытые просмотры НООД   по реализации задач формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Так как в детском саду значительна доля начинающих педагогов (около 40%), систематически проводились занятия в «Школе молодого воспитателя» по таким темам, как: «Что такое «дорожка здоровья», «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ», «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателя»,   «Организация двигательной активности детей на прогулке», «Правила безопасности при организации труда детей»  и др.
В соответствие с программой «Здоровье» в течение года проводились в комплексе оздоровительные мероприятия с детьми: воспитанники получали имунномодулирующий препарат «Анаферон», в осеннее-зимний период пили напиток «Золотой шар», проводились закаливающие процедуры, фитотерапия,  «Су-джок массаж», точечный массаж по А.Уманской, у старших дошкольников – массаж сухой жесткой рукавичкой. Работа осуществлялась по рекомендации и под контролем преподавателя кафедры педиатрии МГУ Им. Н.П. Огарева Дзюбич Лидии Ивановны.
Использовались различные формы работы с родителями, общей целью которых было воспитание интереса к физической культуре и спорту, приоритета здорового и безопасного образа жизни.
- организована  конференция для родителей с участием представителей кафедры педиатрии мединститута МГУ им. Н.П. Огарева. Темы оздоровительной работы были включены в план проведения родительских собраний (одно собрание в течение  посвящено вопросам оздоровления), во всех группах в течение года систематически проводились консультации для родителей.
- для родителей проводились Дни открытых дверей, родительские собрания с приглашением специалистов детской поликлиники №1, инспектора ГИБДД, юристов.
- дети подготовили для родителей спектакли «Приключения в деревне Неболейкино», «Буратино в стране дорожных знаков», «Азбука безопасности».
- сотрудники, родители  и воспитанники детского сада активно принимали участие в спортивных мероприятиях и городских конкурсах, посвященных физкультурно-оздоровительной работе. («Мордовия спортивная», «1 ступень ГТО «К стартам готов», старты «Мама, папа и я – спортивная семья», «Здоровая династия»).
В группах ежегодно проводились конкурсы «Лучший уголок по изучению с детьми ПДД», «Лучшая зона двигательной активности», «Пожарная безопасность – детям», «Скажем терроризму – нет!», «Родителям – о ЗОЖ» и другие.
    Воспитанники участвовали в конкурсах детского рисунка «О, спорт – ты мир!», «Безопасная дорога детства», «Что значит быть здоровым», «Безопасность дошкольника», различных интернет-конкурсах. Имеют дипломы, грамоты.
    В 2014 году на базе МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» проводился городской конкурс на лучший сценарий мероприятий, посвященных Зимним Олимпийским играм в Сочи – «Моя Олимпиада».
Творческой группой ДОУ выпускалась газета «Здоровячок», посвященная вопросам охраны жизни и здоровья детей. На сайте ДОУ была оформлена страница, посвященная воспитанникам, добившимся значительных успехов в области физкультуры и спорта. Ежегодно обновлялись информационные стенды «Страна Спортландия» и «В гостях у Айболита».
Все педагоги принимали активное участие в реализации проектной деятельности. Наиболее интересными были проекты: «Мы живем в Мордовии спортивной» Кемаева Т.Н., «Дед мороз и дети» Трофимова А.В., «Сундучок здоровья» Осянина О.В., «Я – человек!» Шария М.В., «Просыпайся, закаляйся!» Юрасова С.Н. и др., в рамках реализации проектов педагоги проводили комплексные  занятия, мастер-классы,  праздники, развлечения, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Инновационное  направление работы было реализовано и через программы дополнительного образования.  В детском саду работали такие кружки, как:
1.    «Веселый светофор» (рук. Корочкина В.С., Тараскина Я.С.)
2.    «Игровой стрейчинг» (рук. Кемаева Т.Н.)
3.    «Азбука безопасности» (рук. Жучкова Л.К.)
4.    «Радуга» (хореография, рук. Кондракова А.А.)
5.    «Аквааэробика» (обучение плаванию, рук. Рашевская Д.В.)
6.    «Вольная борьба» рук. Баранов А.А. (с 2017 года)
Осуществлялось сотрудничество с организациями г.о. Саранск. Помимо кафедры педиатрии МГУ им. Огарева, нам оказывали помощь в работе Республиканский врачебно-физкульутрынй диспансер, Детская поликлиника№1, Лицей №43, ГИБДД, Пожарная часть №2, детская республиканская библиотека и другие организации.

На третьем этапе реализации инновационной программы (2015-2016 год) ставилась задача обобщения и распространения опыта педагогов ДОУ.
В процессе работы по инновационному направлению нами был накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт, которым мы делились с коллегами на семинарах для воспитателей, инструкторов по физической культуре, слушателей курсов повышения квалификации МРИО.
- В 2013г и  2015г. и на базе МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» проводились  семинары-практикумы для слушателей курсов повышения квалификации МРИО. Мастер-классы  «Обучение детей плаванию» и «Путешествие в страну спорта» показала инструктор по физической культуре Рашевская Д.В., были также подготовлены отчеты о реализации инновационной деятельности в ДОУ и фильм «Семь шагов к здоровью» о работе ДОУ по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ в сотрудничестве с родителями.
- Многие педагоги нашего детского сада имеют публикации из опыта работы в сборниках МГПИ им. М.Е. Евсевьева,  (например: Власова О.В. «Преемственность в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного и начального школьного возраста», Шария М.В., учитель-дефектолог, «Работа по программам образования и воспитания  детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ», Тараскина Я.С. «Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста», Токарева О.В. «Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения средствами игровой деятельности» и др.). Также активно воспитатели делились опытом на педагогических интернет-форумах, участвовали в конференциях, конкурсах.

год    число выступлений на мероприятиях    число публикаций
в печатных изданиях
2014г.    7    3
2015г.    12    6
2016г.    15    8
2017г.    11    6
итого    45    23

Педагогический коллектив ДОУ в 2016 году был удостоен Диплома Победителя муниципального этапа смотра-конкурса «Зеленый огонек» за лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а так же занял 2 место в Республиканском смотре-конкурсе по данной тематике. (Диплом за лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольных образовательных организаций Республики Мордовия).
Работа детского сада №32 была высоко оценена Администрацией г.о. Саранск, в 2014 году МДОУ «Детский сад №32» был удостоен Диплома Победителя муниципального конкурса «Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы».

В 2017-2018 учебном году был завершен заключительный этап инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения.
Анализ итогов реализации инновационной программы позволяет сделать следующие выводы:

У детей:
1.    Развиты основные физические качества, двигательные навыки, мелкая и крупная моторика, сформирована потребность в двигательной активности (первый столбец диаграммы показывает динамику высокого уровня физического развития воспитанников).
2.    Сформированы представления о соблюдении элементарных правил здорового образа жизни и безопасного поведения в условиях дорожного движения, природе, быту  и социуме (данные представлены во втором столбце).
3.    В соответствии с возрастом усвоены культурно-гигиенические навыки и представления об их значении в сохранении и укреплении здоровья человека (данный показатель характеризует третий столбец графика).
4.    Имеется тенденция к снижению заболеваемости. Не зарегистрированы случаи детского травматизма (следующий график).

- По итогам анкетирования родителей 97% положительно отзываются о работе дошкольного учреждения в инновационном режиме, 60% выражают готовность к активному сотрудничеству.

Что касается педагогов, то прежде всего можно отметить показатели профессионального роста.
- Количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию выросло с 3 (14%) в 2012г. до 15 (47 %) в 2018г.
- 69 % педагогов (22 чел.) выступали с обобщением своего опыта работы по тематике  инновационной деятельности.
- 53 % педагогов (17 чел.) имеют публикации в республиканских сборниках МГПИ им. М.Е. Евсевьева и других печатных изданиях.
- 78 % педагогов (25 чел.) имеют интернет-публикации.

2. Разработаны и апробированы перспективные и  комплексно-тематические планы работы по всем возрастным группам.
3. Приобретен опыт работы с детьми с особенностями физического и психического развития: ОВЗ, синдром гиперактивности, детьми-инвалидами.
4. Сформирована высокая личная ответственность за сохранение и укрепление жизни и здоровья воспитанников.
5.Возрос уровень профессионального мастерства, умение самостоятельно изучать, разрабатывать и внедрять в практику проекты, современные методики и технологии.

Таким образом, считаем, что тема инновационной деятельности востребована и актуальна. Результаты инновационной деятельности способствует повышению имиджа ДОУ в педагогическом сообществе, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса в целом, формирует у воспитанников, педагогов и родителей устойчивые ценностные ориентации, воспитывает общую культуру здоровья и безопасного поведения.

Сложности реализации инновационной программы:
1. Повышение уровня опасности в социуме в целом: угроза терроризма, техногенные катастрофы, экологические проблемы и др.
2. Социальная неоднородность контингента семей, чьи дети  посещают ДОУ. Низкий уровень педагогических умений молодых родителей.  Значительное увеличение числа воспитанников из семей из ближнего зарубежья (Украина, Таджикистан и др.).
3. Наблюдается тенденция к ухудшению показателей здоровья воспитанников, поступающих в ДОУ, уменьшение числа воспитанников с 1 группой здоровья, рост числа детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Перед коллективом дошкольного учреждения стоят следующие задачи:
1. Разработать необходимую документацию по инновационной программе на следующие 5 лет.
2.Продолжать формировать у участников педагогического процесса представление о ценности здоровья, культуры здорового образа жизни и безопасного поведения,  приобщать  детей к физкультуре и спорту, способствовать адаптации к условиям современного социума.
3. Объединить свои действия с педагогическим коллективом корпуса №2, присоединенного к МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» в 2016г.
4. Продолжать активно осуществлять деловое сотрудничество с организациями г.о. Саранск, Республики Мордовия, России.



К списку
Создано: 04.10.2019 14:10:27   |   Изменено: 04.10.2019 14:12:24
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Грипп это опасно!
Фотографии