Ссылки

Проекты

"Сказочная безопасность" Балыкова О.А., воспитатель

Одно из эффективных направлений работы с детьми по формированию правил безопасного поведения – работа на основе литературных произведений, в первую очередь, народных сказок.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
В сказках накоплена вековая мудрость народа. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Сказки - это учебник, по которому ребенок начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети.
Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята исподволь, без лишних нравоучений,  усваивают, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Чтобы избежать беды, не нужно верить всем, не бочться обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Неоднократно повторяя нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы учим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. И если не просто читать сказочную историю, а и обсуждать прочитанное с воспитанниками, то можно на примере действий сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности.
В нашем детском саду мы разработали проект «Уроки сказочной безопасности». Соответствующим образом оформили участки детского сада: каждый участок украшают композиции по мотивам той или иной сказки с учетом времени года и возраста воспитанников. Подготовили различные маршруты по сказкам, подобрали литературу: стихи,  загадки, пословицы, подвижные  игры, помогающие воспитателям реализовать задачи  в рамках проекта.
Итак, давайте внимательно посмотрим на всем известные с детства сказки. Какие же уроки безопасного поведения в них заложены?
Начнем с тех сказок, которые доступны и знакомы детям раннего возраста.
Сказка «Колобок». Чаще всего, именно с этой нехитрой истории, начинается знакомство со сказкой малыша. Колобок убежал от дедушки и бабушки, отправился в самостоятельное путешествие в полный опасностей мир. Ему удалось перехитрить разных обителей леса, но попавшись на лесть и хитрость коварной лисы, он был съеден. Часто тот, кто красив, обаятелен и делает тебе комплименты, не имеет недоброго умысла. Уроки этой сказки: Не убегай из дома, не разговаривай с незнакомцами, не верь их уговорам.
Другая сказка, которая так же знакома всем с самого раннего детства – «Теремок». Дружно жили звери в домике-теремке, но пришел большой медведь и разрушил дом. Сказка, наряду с другими уроками, учит: не пускай в дом незнакомца, не верь тому, кто стоит за дверью.
Для среднего дошкольного возраста предлагаем сказку «Кот, лиса и петух».
Простоватый петушок попался на уговоры хитрой лисы. Не слушал своего друга кота, открыл окошко и был похищен плутовкой. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!».
Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого.  А уж если ты попал в беду, не теряя времени громко зови на помощь.
Еще одна сказка, которая учит не верить незнакомцу -  «Волк и семеро козлят». Коварный волк выучил слова песенки мамы-козы и перековал себе горло. Волк притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла.
Нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Машенька в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца Ваню одного около дома, а сама «заигралась, загулялась». Кончилось это тем, что брата унесли в темный лес к Бабе-Яге гуси-лебеди, и девочке пришлось долго искать Ванечку, пройти тяжелые испытания, чтобы вернуть его.
Уроки этой сказки: родители не должны оставлять детей без присмотра, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей. Если тебе поручили заботиться о младшем члене семьи, не забывай о внимательности, осторожности,  ответственности за малыша.
Старшие дети знакомятся с уроками авторских сказок. Таких, как «Три поросенка», «Снежная королева», «Буратино», «Кошкин дом».
Сказка С. Маршака «Кошкин дом» помогает детям понять истину, заложенную в русской пословице «Друг познается в беде». Часто именно тот, кого ты считал недостойным своего внимания, придет к тебе на помощь. Сказка учит и правилам пожарной безопасности, наглядно показывает, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
В сказке Шарля Перро «Красная Шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, мама отпустила дочь одну в опасную дорогу. В-вторых, Красная Шапочка одна пошла к бабушке через лес, встретив волка, стала разговаривать с ним. В-третьих, рассказала волку, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»). И, наконец,  поддалась на уговоры Волка, принявшего облик и разговаривающего голосом бабушки. Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.
Еще одна мудрая сказка -  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Не послушался братец Иванушка сестрицу, попил водички из козьего копытца и стал козленочком. Чему учит сказка: слушайся взрослых, не пей грязную воду.
Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Какие методы можно использовать, работая с детьми по теме «Сказочная безопасность?». Это рассматривание фигур и иллюстраций, беседы  с детьми, обсуждение проблемных ситуаций.  Это игры-эстафеты, подвижные и театрализованные игры на темы сказок. Загадывание и отгадывание загадок. Рисование и изготовление поделок на сказочные сюжеты. Это игры-путешествия, квесты по сюжетам сказок, викторины, праздники, развлечения.
Что развивает данная работа с детьми: внимание, память, речь, воображение,  умение анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения,  воспитывают интерес к народной культуре, чувства дружбы и товарищества, ответственности. В результате проведенной работы,  дети под руководством педагога делают выводы: многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности.
Таким образом, используя «уроки сказочной безопасности» на участке детского сада, мы обращаемся к  жизненным учебникам, которые формируют у детей умение  вести себя правильно в самых разных ситуациях. В сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать жизнь на наглядных примерах, дающих возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, что нужно делать, чтобы не попасть в беду и как преодолеть возникшие трудности.

Нормативные документы





К списку
Создано: 22.03.2024 10:29:15   |   Изменено: 22.03.2024 10:29:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Профилактика гриппа
Фотографии