Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей "О чем может рассказать детский рисунок "Моя семья"

Автор: Дыдыкина Римма Васильевна
|Должность: старший воспитатель, МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
С самого раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, возможностями развития. Педагоги и психологи единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, непонимание, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
О психологическом благополучии ребенка в семье можно узнать из наблюдения за деятельностью малыша в детском саду, в частности за его игрой. Дети копируют поведение взрослых и переносят его на свои игрушки. Опосредованным методом изучения семейных отношений так же является рисуночный тест «Моя семья», который каждый из Вас может провести со своим ребенком (старше 4-х лет).
Детские рисунки «Моя семья».
Этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.
Выберете время, когда ребенок спокоен, не испытывает негативных эмоций. Приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
Инструкции
Предложите ребенку нарисовать свою семью. Во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку. Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь – этот человек наиболее любим ребенком.
Когда рисунок будет готов, спросите: «Кого ты нарисовал?». «Почему не нарисовал… (например, папу)?». «Кто здесь самый веселый? Почему?». «Кто самый грустный? Почему?».
Обработка теста
Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но внимательно проанализировав рисунок, можно узнать многое об отношениях в семье.
1. Анализ структуры рисунка
- Нарисованный состав семьи соответствует реальному – у ребенка правильно сформировано понятие «Моя семья». Очень хорошо, если члены семьи нарисованы на одном уровне, держатся за руки, заняты общим делом.
- Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя, отделил себя от этого человека предметами (мебелью, стеной) – конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним. Такой же вывод можно сделать, если член семьи нарисован отвернувшимся о т ребенка, стоит спиной.
- Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок – другим) – разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка – свои, «не суй нос не в свое дело»).
- Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком (друга, бабушку, тетю, либо вымышленных членов семьи) – ребенку не хватает общения. Об этом же говорит изображение на рисунке животных – кошек, собак и т.д.
- Если на рисунке нет самого ребенка – очень тревожный знак, ребенку некомфортно в семье, у него низкая самооценка.
- Нарисовал только себя, изображен в центре, крупно, украшен множеством деталей – эгоцентризм. Ребенок чувствует свою исключительность, не считается с другими членами семьи.
- Кого ребенок нарисовал ближе всего к себе – тот эмоциональнее ближе к ребенку.
- Ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю – менее значимого.
- Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован – часто отсутствует.
Если вокруг семьи рамка (все нарисованы в комнате, в автомобиле) – изолированность от внешнего мира.
2. Анализ особенностей нарисованных фигур.
- Нарисованы все детали тела – норма. Прорисованы кисти рук – очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук – нет содержательного общения с окружающими людьми.
- Если нет Мама без рта – ребенок выражает протест: «не кричи», большой открытый рот – словесная агрессия, глаз нет – «не хочу постоянного надзора», папа изображен без рук – «не бей меня», не нарисовал у человека лицо – «ты мне не симпатичен», у фигуры на нарисованы уши – «я тебя не слышу», либо уши очень большие – потребность в одобрении, похвале.
Декорирование (детали одежды, прическа, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит. Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу (в прическе, одежде, в цветовой гамме) – хочет быть на нее или него похож.
Величина фигур тоже имеет значение – главный член семьи – самый большой, значимый для ребенка, но необязательно самый любимый.
Большой родитель и очень маленький ребенок – родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста и нарисованы на одной линии – все в семье партнеры.
Руки подняты вверх – враждебность к окружающим.
Ребенок нарисован без рук – чувство бессилия, безропотности.
Используемые цвета – светлые, сочные тона – радость, любит этого человека.
Черный, серый, коричневый цвет – неблагоприятное отношение к этому человеку. Общий темный тон рисунка, зачернение частей изображения – подавленное настроение, тревожность.
Красный цвет (если ребенок рисовал цветными карандашами) – авторитетность, доминирование в семье, либо этот член семьи вызывает у ребенка тревогу.
3. Анализ процесса рисования
Нарисовал себя в последнюю очередь либо очень маленьким, в углу листа – низкая самооценка.
Много стираний ластиком – признак тревожности, неуверенности в себе, недовольства этим человеком (кого стирает).
Мелкие размеры рисунка, штриховка, слабая неуверенная линия – неблагоприятное физическое состояние ребенка, напряженность, скованность.
Большие размеры, яркие цвета, занято все пространство листа – хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряженности и утомления.

В заключение хочется пожелать всем участникам нашей встречи за круглым столом, посвященной важной проблеме правовых отношений, чтобы Ваши права, права ваших детей никогда не нарушались. Чтобы те знания, которые вы получили сегодня, обогатили Ваш педагогический опыт и способствовали гармонии отношений в семье и детском саду.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 06.02.2024   |   Изменено: 06.02.2024 16:28:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Грипп это опасно!
Фотографии